Российскими исследователями создано новое сырье для изготовления сверхпрочных шин

Российскими исследователями создано новое сырье для изготовления сверхпрочных шинИнновационная технология модификации резины, каучука разработана отечественными исследователями из нескольких научных учреждений. В реализации проекта принимали участие известные ученые, представляющие РЭУ имени Плеханова и Институт биохимической физики РАН. Ими была создана собственная рецептура шинного компаунда и нескольких адгезионных материалов. За счет уникальных свойств этого сырья изготовленные из него покрышки получат высокие эксплуатационные характеристики. Интенсивность их истирания в процессе постоянного использования будет снижена, а качество сцепления с трассой возрастет на 20 %.

Какими особенностями отличается технология

Разработанная технология производства материалов предполагает регулирование процедуры галогенирования каучука. Этот процесс сводится к введению галогена в структуру молекул данного вещества. Таким способом можно корректировать его свойства и качества, изменять их по собственному усмотрению. Это дает сразу несколько важных результатов:

  • получение каучука с хлором – доля вещества варьируется в пределах 1-15 %;
  • изготовление компаунда с высоким содержанием фтора, эластомеров;
  • совместимость модифицированного сырья с другими ингредиентами резины.

Каучуки серийного производства обладают фиксированным содержанием хлора в пределах 1,8 %. Инновационная технология российских ученых позволяет варьировать долю этого и других веществ, что сильно влияет на характеристики получаемого материала. Результаты их исследований опубликованы уже в нескольких известных международных журналах.

Специфика галогенной модификации каучука

Исследователи предложили собственный метод галогенирования исходного сырья. Используемая большинством профильных предприятий технология подразделяется на несколько этапов:

  • процесс первичной подготовки каучуков к насыщению галогеном;
  • обработка модификатора, фиксация его состава с помощью газообразного хлора;
  • процедура насыщения материала этим веществом на специальном оборудовании;
  • охлаждение полученного продукта, проверка его характеристик и параметров.

Указанная методика была переработана российскими исследователями. Они создали способ, позволяющий проводить эту процедуру без применения галогенов в газообразной форме. Это снизило энергоемкость процесса, повысило его экологичность. За счет отказа от использования реагентов, растворителей обеспечена полная безопасность всех технологических процессов. Дополнительно уменьшено количество этапов изготовления готового материала, что сокращает конечную стоимость компаунда для производителей автомобильных покрышек.

Какие шины можно получить из этого сырья

Изготовленные по разработанной технологии материалы уже удалось испытать с привлечением нескольких предприятий, выпускающих автомобильные шины. Они протестировали партию экспериментальных покрышек, произведенных на базе эластомеров. Данная резина продемонстрировала высокие эксплуатационные качества, которые существенно превышают параметры продукции, представленной на рынке.

В процессе проведения исследований авторам разработки удалось подтвердить исключительные свойства, которые демонстрирует хлорированный бутилкаучук в составе компаунда. Интенсивность истирания протектора готового продукта, обычно составляющая 1,71х10-4 куб. м/с, снижается в 3 раза. Одновременно вдвое повышается износостойкость автомобильных покрышек и увеличивается качество сцепления резины с мокрым дорожным покрытием.

После ознакомления с опубликованными результатами исследований и испытаний нового сырья многие производители автомобильных шин уже выразили свою заинтересованность в этой разработке. Модифицированный каучук может стать конкурентоспособной альтернативой серийным материалам. Сегодня их выпускает российское предприятие под названием ПАО «Нижнекамскнефтехим», зарубежные компании Chemical, ExxonMobil, Lanxess. Технология изготовления фторсодержащего компаунда уже успешно запатентована авторами данной промышленной методики. Одновременно рассматривается заявка на регистрацию способа, которым модифицируется поверхность эластомера.

Категория: События