Crash test: как проверяют на прочность литые диски

Большинство автолюбителей слышали о том, что литые диски на порядок прочнее обычных металлических штамповок, но мало кто знает, откуда взялось это утверждение и почему его принимают за неотложную истину. Покупая диски на Ауди А4 из алюминиевого или титано-магниевого сплава, мало кто располагает статистическими или фактическими подтверждениями их прочности. Из этой статьи вы узнаете, как в промышленных масштабах проверяются технические характеристики легкосплавных ободов и получите неопровержимые доказательства их безусловного превосходства в контексте эксплуатационных качеств.

проверить прочность литых дисков

Что говорит закон

Все легкосплавные диски, которые легитимно продаются на территории Российской Федерации согласно действующему законодательству должны быть снабжены сертификатом соответствия. Этот документ подтверждает, что обода полностью отвечают регламентным положениям ГОСТа Р 50511-93 или его аналога в системе ISO. Все крупные производители осведомлены об этом положении, поэтому сертифицируют свою продукцию в обязательном порядке. Однако, следует понимать, что речь идёт только об авторизованных торговых точках и оригинальной фирменной продукции. 

Контрафакт в России никто не отменял, поэтому приобретайте обода только у проверенных продавцов, только так вы сможете быть полностью уверены в качестве и безопасности дисков. Производители же проверяют эти параметры в условиях исследовательских центров и тестовых полигонов. Интересно, как именно они это делают? Читайте дальше!

Промышленные испытания колёсных ободов

Не важно, покупаете ли вы диски на БМВ 7 серии F01 или заказываете литые обода на бюджетный хэтчбэк, производители и сертификационные центры будут проверять их одинаково скрупулёзно. Существуют несколько основных. Ниже каждое из их будет описано более детально.

проверить прочность литых дисков

Выявление полостей в теле обода

Они могут иметь место, если в ходе литья получился брак. Сегодня практически все именитые производители отливают обода с применением технологии Low pressure (под низким давлением). После этого расплав в матрице вращается с целью уплотнения будущей заготовки путём воздействия центробежных сил. Такой подход минимизирует возможность образования пустот и полостей в теле диска, но не исключает их полностью. После отливки их можно выявить путём рентгенологического или ультразвукового исследования, либо распилив обод. Лидеры мировой индустрии литья включает все эти испытания в перечень обязательных.

Имитация жёстких условий в процессе эксплуатации

Проводятся на специальном испытательном стенде (двухосевая циклическая вариация ZWARP от немецкого Zweiaxialer Radprufstand - один из самых высокотехнологичных). С его помощью колесо раскручивается до максимально разрешённой в России скорости (120 км/ч) и подвергается циклическим перегрузкам (искусственно создаётся давление в 1800 кгс, которое втрое превышает гарантийные обязательства производителя - 600 кгс), имитирующим перестроения, езду с превышением снаряжённой массы, удары от попадания в выбоины на большой скорости. В ходе испытаний  обод подвергается нагрузкам как с накаченной воздухом покрышкой, так и без неё. 

Проверка ступицы

Осуществляется путём воздействия циклического момента с вращением. Сила давления варьируется в зависимости от типоразмера обода и сплава, из которого он изготовлен. Чёткая градация приведена в правиле ЕЭК ООН № 124. Испытание считается пройденным, если диск выдерживает не менее двухсот тысяч циклов нагрузки моментом заданной величины.

Ударный тест

Несмотря на то, что в последние годы правительство прикладывает много усилий, пытаясь исправить ситуацию, качество российских дорог по-прежнему оставляет желать лучшего. На этом фоне способность выдерживать ударную нагрузку для ободов - одна из ключевых.

Диски для Порше Кайен или другой иномарки крепятся под углом 13 ° к неподвижно зафиксированной станине. Сверху сбрасывается груз весом от пятисот сорока до шестисот пятидесяти килограммов. Хорошее литьё именитых брендов выдерживает это испытание практически без повреждений, реплики и низкопробные диски теряют геометрию или раскалываются.

проверить прочность литых дисков

Вместо выводов

Как видите, современные обода респектабельных торговых марок подвергаются не только визуальным проверкам контролёрами ОТК. Они проходят ряд серьёзных тестов и испытаний, гарантирующих, что на дорогах (в том числе российских) машина, на которую установлены такие диски, справится с любыми неожиданностями. При покупке ободов не стесняйтесь интересоваться о сертификатах соответствия, их наличие - гарантия качества и безопасности приобретаемой продукции. Согласно закону о правах потребителей продавец должен предъявить подтверждающие документы по первому требованию.

Категория: Диски