Балансировка колёс: что это, зачем нужна и чем чревато отсутствие баланса

Любой мало-мальски грамотный водитель знает, что вновь установленную резину необходимо отбалансировать, но даже самые опытные профессионалы не всегда понимают, зачем это нужно и чем чревато отсутствие баланса. А последствия такой халатности могут быть самыми пренеприятными. И не имеет значения, установили вы неотбалансированные диски на Ауди A4, которая на пару лет старше вас, или поставили такие обода на супердорогой и навороченный внедорожник последнего поколения с кучей электронных ассистентов. Из этой статьи вы узнаете всё, что нужно знать о балансе колёс. Информация будет полезна не только новичкам, опытные водители тоже смогут почерпнуть из неё кое-что для себя.

Что такое балансировка

Это процесс, в ходе которого уменьшается дисбаланс диска, обусловленный несовершенством литья/штамповки или установленной резины. Дело в том, что большинство дисков не обладает идеальным балансом с момента изготовления, но даже те, которые его имеют (как правило, это обода премиум-класса), утрачивают баланс после установки резины. Шины, в отличие от некоторых топовых дисков, — потоковый продукт, качественные характеристики которого (в частности баланс) очень сложно сделать неизменной величиной. Какая-то часть покрышки всегда тоньше, толще, легче или тяжелее остальных. Это в основном и вызывает дисбаланс.  

Зачем нужна балансировка

Балансировка колёс

Она призвана совместить центр массы колеса с его геометрическим центром. Расхождение этих величин влечёт за собой ряд негативных последствий. Это значит, что езда на неотбалансированных колёсах чревата:


  • дискомфортом водителя и пассажиров на фоне повышенных шума и вибраций;
  • преждевременным износом рулевого управления;
  • поломками подвески;
  • потерей устойчивости на высоких скоростях;
  • ухудшением управляемости;
  • быстрым износом резины.

Элементы рулевого управления, ступичные подшипники и подвеска получают сотни и даже тысячи ударов в минуту при езде на колёсах с дисбалансом всего в 8-12 граммов. Их амплитуда колеблется в пределах 0,1-0,2 миллиметра и имеет весьма разрушительное действие. Как видите, езда на колёсах без балансировки может быть не только дискомфортной, но и очень дорогой, а иногда — ещё и опасной. Именно поэтому не стоит её практиковать ни при каких обстоятельствах. Правило актуально для всех, независимо от того, устанавливаете ли вы диски на БМВ X5 серии G-30 в полном фуле или на простенький Поло с механикой.

Как балансируют колёса

Процедура выполняется на специальных станках и стендах. Они бывают с ручным приводом, полуавтоматические и автоматические. Это весьма компактное оборудование, которое занимает не более пары квадратных метров. Принцип действия заключается в раскручивании балансируемого колеса и выявлении величины отклонения от центральной оси при вращении. Искомая величина замеряется при помощи механической, электронной или лазерной линейки. Полученные значения сравниваются с допустимыми (регламентируются ГОСТом) оператором или компьютером. 

Балансировка колёс

Дисбаланс устраняется путём крепления на диске свинцовых грузиков. Их масса варьируется в пределах от 5 до 60 граммов. Они фиксируются в определённых местах обода. На штампованных ободах они крепятся посредством стальных клипс-защёлок, на литье — при помощи самоклеящихся полосок. Вес и локацию размещения грузиков определяет работник шиномонтажа. Результат балансировки во многом зависит от компетентности специалиста и класса используемого оборудования. 

Как понять, что необходима балансировка

В первую очередь её необходимо делать, когда устанавливаются новые колёса или происходит сезонная замена резины. После замены дисков её тоже следует делать обязательно.

В процессе езды колёса подвергаются ударным нагрузкам: ямы, выбоины, камни на дорожном полотне — пока ещё нормальное явление для отечественных дорог. По этой причине баланс может нарушиться в любой момент.

Первые признаки необходимости ехать на шиномонтаж — вибрация, ощущаемая на руле, гул и ухудшение управляемости на высоких скоростях Если машина стала хуже слушаться руля и появился дискомфорт при езде, с большой долей вероятности причина заключается в отсутствии баланса. Получив такие сигналы, следует незамедлительно отправляться в шиномонтажную мастерскую и не дожидаться более серьёзных проблем.

Балансировка колёс

Балансировка колес поможет сделать езду безопасной и комфортной, к тому же, она способствует увеличению срока службы ходовой части, рулевой системы и ряда других первостепенно важных частей авто. Стоимость балансировки одного колеса колеблется в пределах сотни-пары сотен рублей за колесо. Согласитесь, это небольшие деньги за безопасность и спокойствие. Меняя шины на своей Камри или покупая диски для Порше Кайен, не забывайте об этом.

Категория: Шины