ГБО на борту: как использовать и обслуживать правильно

В стремлении сэкономить всё больше водителей переводят свои транспортные средства на газ. Их можно понять, при почти том же расходе газовые установки позволяют заправлять машину топливом, которое стоит вполовину дешевле штатного. Минусы в виде незначительной потери мощности и уменьшения полезного объёма багажника для большинства водителей являются относительными. Если за год проезжать 20 000 км и более, на сэкономленные деньги можно купить приличные диски на БМВ X5 или комплект хорошей резины. Довольно серьёзная мотивация даже для тех, кто причисляет себя к среднему классу, что уж говорить о тех, чьи доходы ниже, а таких подавляющее большинство. 

Особенности эксплуатации ГБО

Только установки 5-го и выше поколения (такое оборудование обеспечивает подачу газового топлива в жидком виде) позволяют передвигаться исключительно на газу. Более старое оборудование требует иного подхода — обычно старт осуществляется на бензине, а потом автоматически или произвольно водителем авто переключается на газ. Это обусловлено необходимостью прогрева редуктора, через который газовоздушная смесь подаётся в камеры двигателя. 

Установка газобаллонного оборудования и его обслуживание

Газобаллонное оборудование всегда устанавливается параллельно со штатной топливной системой, поэтому у водителя не должно возникнуть сложностей с его эксплуатацией. Помимо необходимости трогаться на бензине, а затем переключаться на газ (в современных системах это происходит автоматически) других серьёзных отличий в эксплуатации машин с ГБО нет. Из ограничений — продолжительная езда на высоких оборотах, но оно касается практически всех автомобилей, если, конечно, вы не владелец спорткара или гоночного болида.

Заправка

Важный нюанс —  необходимость перманентного контроля количества газового топлива в баллоне. На заправке разрешается заполнять ёмкость газом на 85 % зимой и на 70 % летом. Такие ограничения введены из соображений безопасности. Дело в том, что при повышении температуры газ расширяется, увеличиваясь в объёме. Полному заполнению препятствует мультиклапан, которым оснащают все ёмкости, но всё же за этим необходимо следить. 

Заправка — не единственное место, где нужно контролировать объём. К особенностям эксплуатации газобаллонного оборудования относится и необходимость своевременного переключения на штатное топливо при опустошении газового резервуара. В системах последнего поколения переключение происходит автоматически, а более старые установки требуют участия водителя. Во избежание появления неисправностей нужно при первых признаках опустошения газового баллона переключаться на жидкое топливо. Новое оборудование с установкой стоят примерно столько же, сколько хорошие диски для Порше Кайен, поэтому внимательное и бережное отношение к системе не будет лишним.

Влияние ГБО на ресурс двигателя

До сих пор нет единого мнения, как именно влияет газовое оборудование на ресурс мотора — снижает его или наоборот, увеличивает. С одной стороны, газ не содержит серы, поэтому при его сгорании образуется меньше шламов и сажи, благодаря чему впускные каналы и поршневые кольца не коксуются, моторное масло дольше остаётся чистым, да и двигатель в целом меньше загрязняется, свечи зажигания в ДВС, работающем на газу, тоже служат дольше минимум вдвое. С другой — сгорание газа влечёт за собой появление большего количества воды, которая при отсутствии адекватных мер (регулярная чистка системы вентиляции картера) приводит к обводнению моторного масла. А это чревато появлением в масляных каналах и фильтре специфических отложений, которые могут повлечь за собой более серьёзные проблемы — вплоть до отказа двигателя. Газ сгорает дольше жидкого топлива и при более высоких температурах, поэтому машины, работающие на газу, испытывают температурные перегрузки. При посредственном качестве металла, из которого изготовлены клапаны, это может приводить к появлению трещин в них. Использование специальных свечей и правильная настройка момента зажигания почти гарантировано решает эту проблему.

Установка газобаллонного оборудования и его обслуживание

Обслуживание

Газовые системы (особенно современные модификации) подключены к штатному оборудо­ванию, поэтому в ходе ТО должны проверяться не только компоненты ГБО, но и штатные системы: впрыск, охлаждение, электрика.

Каждые 10 000 км необходимо менять газовые фильтры (грубой и тонкой очистки). Воздушный фильтр ДВС машины, которая ездит на газу, должен меняться чаще, так как газовоздушная смесь чувствитель­нее к его чистоте. Газовые форсунки необходимо чистить после каждых 40 000 км. С такой же периодичностью следует менять и резиновые уплотнители в газопроводе.

Редуктор — один из самых важных элементов системы, поэтому ему следует уделять особое внимание. Конденсат, который образуется внутри, необходимо сливать каждую 1000 км, а после 40-50 К км рекомендуется менять мембрану. Полная ревизия оборудования проводится раз в год, а газовых баллонов — каждые 2-4 года (для них предусмотрена специальная процедура освидетельствования).

Установка газобаллонного оборудования и его обслуживание

Соблюдение этих простых правил позволит эксплуатировать ГБО безопасно и длительное время. К тому же, в таком случае вы сможете в полной мере насладиться беспроблемной эксплуатацией автомобиля и экономией, которую обеспечивает установка системы. Диски для Лексус 570 или комплект новой резины, купленные на сэкономленные деньги, станут приятным бонусом в таком случае.

Категория: События