Застряли: что делать и как избежать

«Чем круче джип, тем дальше идти за трактором...» — на первый взгляд может показаться, что известная поговорка касается только любителей покатушек по бездорожью, обутых в специальные шины, но на самом деле фраза актуальна для каждого водителя. В более широком смысле она указывает на то, что никто не застрахован от попадания в грязевой, песочный или заснеженный капкан. Не имеет значения, какие установлены диски на Toyota (Тойота) Ленд Крузер 200 и активирована ли блокировка межосевого дифференциала, застрять можно даже на таком бесстрашном танке. Эта статья — краткое руководство, она подскажет что делать, если водитель попал в дорожный (или во внедорожный) плен.

Снег    

Высокие заносы могут стать серьёзным препятствием, если не знать, как их преодолевать. А делать это на разных автомобилях следует по-разному. Так, на заднеприводных ТС следует жёстко зафиксировать руль и применять возвратно поступательное движение. Это значит, что упёршись в сугроб, следует сдать назад и потом снова начинать движение уже по накатанной колее. Двигаясь на переднеприводной машине, необходимо интенсивно поворачивать руль из стороны в сторону, что позволит несколько расчистить дорогу впереди и усилит сцепные свойства ведущей колёсной пары. И в первом и во втором случае важно избегать сильной пробуксовки, иначе машина будет зарываться в сугроб и может застрять окончательно. 

Застряли: что делать и как избежать

Если усилия оказались тщетными и авто застряло, необходимо расчистить снег, насколько это возможно. Лопата незаменима в таких случаях, но подойдут любые имеющиеся в наличии аналоги: скребок для очистки стёкол, крышка от ящика с инструментами, любой другой плоский предмет достаточного размера. В качестве дополнительных мер можно подложить что-нибудь под ведущие колёса. Подойдут ветки или любые подручные материалы, которые противостоят проскальзыванию. В крайнем случае можно использовать коврики с салона. Если расчистить снег нечем, стоит его утрамбовать. Для этого можно покачать кузов из стороны в сторону, попрыгав на дверных порогах. Следует понимать, что убирать снег в первую очередь нужно не под колёсами, а там, где его присутствие наиболее нежелательно — перед бампером, под днищем и порогами.

Лёд

Каток — одно из самых любимых зимних развлечений детей и взрослых, но его появление на проезжей части совсем не радует водителей. Более того, обледенение дорожного полотна чревато массой хлопот, в частности застреванием. Ситуации, когда на льду машина не может сдвинуться с места, распространены повсеместно: на асфальте, в колее или небольшой ложбинке — ледяное зеркало может появиться в любых дорожных условиях. Выбраться из такого плена легко, но только при наличии под рукой сыпучего грунта: пара-тройка горстей песка, гравия, каменной крошки или даже чернозёма, брошенные под колёса, легко решают проблему. Главное, чтобы они оказались под рукой. Если вокруг только снег и лёд, а грунт в любом его виде недоступен, поможет поваренная соль, которую всегда можно приобрести в ближайшем магазине. До массового использования реагентов коммунальщики спасали дороги от обледенения именно при помощи хлорида натрия, от чего диски на Mercedes GL/GLS, как и любых других авто, только выигрывали. Однако, экологическая и в большей мере коммерческая составляющие сделали своё дело — сегодня на рынке антиобледенителей доминируют химические реагенты, хотя предусмотрительные водители зимой продолжают возить в багажнике пару пачек соли.

Застряли: что делать и как избежать 

Если соли, песка, щебня или любого другого грунта под рукой нет и нейтрализовать скольжение таким образом не представляется возможным, можно попробовать повторить приём с ковриками, но на льду он значительно менее эффективен, а иногда и не срабатывает вовсе. Ещё один способ, который может помочь, — живая сила. Хитрость в том, что толкать нужно не по ходу движения, а перпендикулярно ему. Это значит, что надо приложить усилие к переднему или заднему крылу сбоку, в то время, как машина будет пытаться тронуться с места. Важно правильно дозировать тягу: увеличивать её необходимо плавно, не допуская проскальзывания колёс.

Грязь

Езда по бездорожью требует определённой теоретической подготовки и практики. Только с опытом приходит понимание, какие участки нужно преодолевать аккуратно, а где можно и даже нужно давить газ в пол. Если ни знаний, ни опыта нет, используйте универсальные рекомендации. Они заключаются в снижении давления в шинах перед выездом на бездорожье. Так вы увеличите площадь контактного пятна и повысите сцепные свойства резины. Если чувствуете, что колёса начинают проскальзывать, попробуйте поводить рулём из стороны в сторону (актуально для переднеприводных и полноприводных транспортных средств), перманентно контролируя усилие нажатие на педаль акселератора. Если буксует заднеприводное авто, имеет смысл выбираться из капкана враскачку, попеременно включая переднюю и заднюю передачи. Главное правило — не дать машине зарыться в грязь и лечь на днище. 

Если все перечисленные выше способы не сработали и машина по-прежнему буксует, но ещё не села на днище, стоить попробовать помочь колёсам, дав им за что зацепиться. Это могут быть ветки, сыпучий грунт, любые другие подручные средства, повышающие сцепные свойства и не несущие рисков прокола покрышек. В крайнем случае можно использовать домкрат (особенно эффективно при застревании в колее). Если освобождению из плена мешают ландшафтные особенности, в результате которых тяговое колесо (или колёса) разгрузилось или вывесилось в воздухе, имеет смысл нивелировать это путём пересадки пассажиров на проблемную сторону или перекладки туда перевозимого багажа. Ещё одно проверенное средство — верёвки, которыми необходимо обмотать ведущие колёса. Даже несколько витков вокруг баллона (обматывать шину следует не по окружности, а перпендикулярно ей) в разы увеличить сцепные свойства покрышек.

Песок

Застряли: что делать и как избежать

Вряд ли кто-то регулярно преодолевает песчаные дюны Сахары, но увязнуть в песке на подъезде к ближайшему пляжу может каждый. Если вам предстоит ралли по песку, первое, что нужно сделать — спустить шины для увеличения контактного пятна. Оптимальное давление для таких рейдов находится в пределах 1-1,5 атмосферы. После этого проведите разведку боем: исследуйте, насколько зыбучая поверхность на пути вашего маршрута и постарайтесь найти участки, на которых песок более плотный или укатанный. Тяговое усилие — ещё один ключ к успешному преодолению песчаного барьера. Нужно дозировать его таким образом, чтобы момента хватало для движения вперёд, но при этом колёса не буксовали. Как только машина начнёт терять темп и станет зарываться, движение следует прекратить и аккуратно сдать назад. Обычно это сделать труднее, чем на снегу или в грязи, поэтому усилие нажатия на педаль акселератора следует контролировать не менее тщательно, чем при движении вперёд. Водить рулём в стороны особого смысла не имеет.

Теперь вы знаете, как правильно вести себя в разных дорожных условиях и что делать, если всё же застряли. Во избежание подобных казусов избегайте «скользких» мест, возите в машине лопату, верёвку, топор, ну и не забудьте про хорошие диски для Порше Кайен или любых других машин, это основа.

Категория: События